Монастырь «братьев-армян» на озере Иссык-Куль.
специально для проекта © AllKyrgyzstan.com
Е.Е. Озмитель, кандидат исторических наук,
доцент Кыргызско-Российского Славянского университета
30 января, 2008 г.
Пещерный комплекс, предположительно являющийся руинами
средневекового армянского монастыря на берегу озера Иссык-Куль. |
Гипотезы и находки
На берегу озера Иссык-Куль археологами найден пещерный комплекс,
предположительно являющийся руинами средневекового армянского монастыря, в котором возможно находились или находятся мощи
святого апостола Матфея.
В 2005 году во время археологической экспедиции доцент КРСУ А.М. Камышев обнаружил пещеры в районе села Курменты на самом берегу озера Иссык-Куль, которые вызывали очень много вопросов. На данном этапе исследования кыргызские археологи курментинский пещерный комплекс видят как узкий лаз, постепенно расширяющийся, с выходящими в него с разных сторон небольшими комнатами, напоминающими монашеские кельи. Насколько можно сейчас судить, таких келий около тридцати. Археологи предполагают существование нижних ярусов, сейчас засыпанных землей.
Монашеские кельи |
Эта местность эта не оставалась без внимания со стороны историков и археологов (Среди них – П.П. Семенов-Тяншанский, В.В. Бартольд, Винник и др.). Но пещеры на оконечности одного из небольших полуостровов никогда не попадали в поле зрения ученых, хотя известны были жителям окрестных сел с начала 20 века. Этот странный факт можно объяснить просто: пещеры были вырыты в конце 19-начале 20 века и не представляли для российских и советских исследователей научного интереса как лишенные архитектурной и исторической ценности, поэтому они о них умалчивали. Однако, против такого «легкого» объяснения есть несколько возражений, и главное из них – зачем и кому нужно было рыть сложное многокамерное, возможно даже двухъярусное арочное сооружение на рубеже 19-20 вв.? Чтобы ответить на это возражение, перечислим всех субъектов истории, действующих в это время в этой местности. Это: во-первых, кыргызы, кочевавшие к северу от побережья в долине реки Курменты ближе к горам, во-вторых, русские крестьяне-переселенцы из сел Алексеевка (Уй-тал), Озерно-Фольбаумовка (Озерное) и редких хуторов, раскиданных по побережью, в-третьих, обитатели Свято-Троицкого монастыря, угодья которого простирались в округе на 530 гектаров по всему Светлому Мысу и за его пределами.
Курментинские пещеры |
Любой памятник культуры создается людьми в соответствии с их духовными или хозяйственными потребностями. Очевидно, что материальная культура кыргызов не предполагает строительства подземных сооружений, духовная же, а именно не местные традиционные культы, а ислам, вполне могла вызвать к жизни пещеры. В «народном» исламе, который распространялся в Средней Азии, существует культ «святых мест». Иногда таким местом паломничества и жертвоприношения становились могилы духовных наставников, вырытые в пещерах, или пещерные мечети. Но все «святые места», на территории Кыргызстана, кроме гумбезов и Сулайман горы, связаны с языческой традицией: камни, тополя, горы, среди них нет ни одной пещеры. Исламская составляющая в духовной культуре кыргызов не слишком активно себя проявляла. Культовые погребальные постройки кыргызов этого времени – не пещеры, а мазары. Кроме того, пребывание кыргызов в этой местности никогда не пресекалось. Если бы в 19 веке пещеры считались «святым местом», то народная память сохранила бы и доныне благоговейное к ним отношение. Рядом с курментинскими пещерами нет никаких столбов для привязи лошадей, следов жертвоприношений, стоянок, обычных для среднеазиатских пещерных мусульманских сооружений. Катакомбы выглядят так, будто их хотели сделать незаметными, похоже, что и в к.19-н.20 века они выглядели так же, тем более, что тогда уровень воды был выше и доступ к полуострову (острову) был затруднен.
Двух других субъектов истории курментинского пещерного комплекса – русский переселенец и русский монах, рассмотрим одновременно. Хозяйственная культура русских предполагает сооружение погребов, подземных складов для продуктов и укрытий. Духовная культура, православие, – так же допускает существование пещерных храмов, молелен, подземных часовен и захоронений в катакомбах. В источнике н. 20 века есть указание на то, что местный крестьянин, которому принадлежали значительные угодья в округе с Курменты, Кирилл Колотилин, выкопал на своем острове пещеру-молельню. Монахи так же в хозяйственных или иных целях могли выкопать подземные сооружения – в православии существовали, и сейчас существуют, пещерные скиты, подземные храмы. Какие аргументы против этих гипотетических «строителей»? Пещера не похожа на погреб, совсем не похожа она и на подземный склад. Кроме того, такие хозяйственные постройки сооружались в непосредственной близости от жилиша, а не на труднодоступных островах. Остается предположить, что эта пещера могла служить молельней. В пользу этого – многое: устные рассказы старожилов упорно связывают эти катакомбы с именами монахов Иссык-кульского Свято-Троицкого монастыря с именем Прохора Русина, в частности, называют их «норой монаха», «пещерой деда Мазая». Но в этих историях речь не идет об авторстве, а скорее об использовании пещеры в качестве укрытия от киргизского мятежа, от большевистских репрессий или от любопытных глаз для уединенной молитвы.
Но архитетура курментинских пещерх не соответствует принципам строительства русских православных пещерных молелен 19 века. Во-первых, это – немалый, даже в таком полузасыпанном виде, комплекс. А пещеры, которые выкапывали себе монахи 19 века, состояли, как правило, из одной-двух камер, обшитых изнутри тесом, и предназначались для молитвы и богослужения, а не для жилья. В н. 20 века такие пещерные молельни, связанные с именем преподобномученников Серафима и Феогноста существовали на Медео и в аксайском ущелье. В них никогда не жило больше двух-трех человек, они были очень просто оформлены и совсем непохожи на курментинские, по мнению авторитетного археолога Б.Желязнякова.
Во-вторых, следует учесть и тот факт, что в к. 19- н. 20 века у русских православных монахов не было никакой надобности строить себе такие обширные подземные монастыри. Времена пещерных храмов для России прошли, традиции строительства были утрачены, православие – государственная религия, которой, как казалось тогда, не за чем было прятаться в подземных катакомбах и не зачем было их копать. А с приходом большевиков монахам приходилось скрываться по нескольку человек или по-одиночке, такое большое мероприятие, как строительство пещерного комплекса, в условиях репрессий уже не представлялось осуществимым.
Итак, рассмотрев всех трех субъектов, действоваших на исторической арене в к. 19 – н. 20 века, можно прийти к выводу, что никто из них не выкапывал пещер. Из этого следует, что курментинские катакомбы были вырыты раньше, в другой исторический период, когда был другой расклад сил.
Обратимся к средневековью. Трудно перечислить все народы, проживавшие в этом регионе. Курментинское городище еще не раскопано, но находки разнообразных крестов позволяют предположить, что здесь проживали христиане. Это могли быть согдийцы, сирийцы и армяне. Из них – сирийцы и армяне, особенно последние, владели прекрасной техникой сооружения подземных сооружений, высекали их в скальной породе или вырезали арочные и купольные конструкции прямо из камня, лесса или глины.
Фрагмент средневековой карты мира, изготовленной
мануфактурой Крекусов в 1375 году.
Монастырь «братьев-армян» обозначен на карте стрелкой.
>> посмотреть карту |
Средневековая история объединяет армянских монахов и озеро Иссык-Куль на знаменитом Каталанском атласе, большой, составленной из нескольких пергаментных листов карте мира, хранящейся в Национальной библиотеке Парижа. Эта карта была создана в 1375 году мануфактурой Крескусов по изготовлению карт и атласов придворным картографом. Атлас этот, как и все средневековые карты, изображает и реальные, и легендарные объекты. Однако, ни у кого из исследователей не вызывает сомнения тот факт, что ее не только можно соотнести с дейсвительными геогафическими и политическими реалиями, но и использовать в качестве средства навигации. На карте показаны очертания гор и морей, схематично изображены крупнейшие реки, условно обозначены средневековые царства.
Среди архитетурных сооружений заметно выделяются несколько храмов. Один из самых крупных, храм в стиле романской базилики, но с пирамидальным завершением, расположен в той части атласа, которая соответствует современной Центральной Азии. Он изображен на берегу озера, продолговатыми очертаниями отдаленно напоминающего Иссык-Куль. Подписано это изображение так: «Место, называемое Иссикол. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
Здесь сразу же возникает много вопросов: Почему католики именуют армян братьями, несмотря на то, что всех нехалкидонитов было принято именовать в средневековй Западной Европе «злыми еретиками»? Почему вообще на Каталанском атласе, изготовленном в Испании, появилось изображение армянского монастыря?
Курментинские пещеры |
Для того, чтобы ответить на эти вопросы и отчетливее представить себе гипотетического строителя курментинских пещер, обратимся к истории взаимоотношений армян и католиков. Дружба между ними началась во время крестовых походов. Армяне принимали у себя крестоносцев, снабжали их по договоренности оружием и продовольствием и даже принимали участие в спасении христианских реликвий. С этого времени большая община армян оказалась в Палестине и расселилась по многим другим азиатским городам. Появились армяне и в Семиречье, и на Иссык-куле, о чем свидетельствуют находки нательных крестиков, по очертаниям напоминающих армянские хачкары, и намогильных памятников с надписями на армянском языке. В Чуйской долине обнаружена даже могила армянского епископа.
Тогда же, в 13 веке, начинаются дипломатические переговоры с Ватиканом о взаимной помощи. Для армян – это очень трудный период. Границы Великой Армении с трудом удерживают турецкие и иранские войска, она теряет область за областью и к концу средневековья реальной становится угроза полного уничтожения армян. Именно поэтому часть армянского народа идет на соглашение с Ватиканом и принимает унию. Папа Римский формально становится главой армян-католиков. Именно их испанские картографы именовали «армянскими братьями», чтобы отличить от тех, которые унию не приняли.
Иссык-кульские армяне могли быть именно униатами. Это объясняет интерес составителей Каталанского атласа к их монастырю и хранящимся в нем мощам апостола и евангелиста Матфея. И они вполне могли быть создателями курментинского пещерного комплекса, плавные правильные арки которых, выдают руку очень умелых строителей. Здесь, в окружении разноплеменных народов, исповедующих разнообразные религии, в условиях наступления ислама, который как раз во второй половине 13-н.14 века начинает ужесточать свою миссионерскую политику, была реальная необходимость прятать свои монашеские труды и свои святыни, так же, как это было принято и в самой, вечно воюющей Армении.
Итак, перед нами прошли все известные на сегодняшний момент исторические субъекты, которые могли иметь отношение к пещерному комплексу, расположенному на полуострове в районе с. Курменты. Из них – только армянские братья имели цель, средства, достаточные возможности и причину для строительства подземного монастыря. Наши гипотезы могут подтвердить или опровергнуть масштабные археологические раскопки как самого пещерного комплекса, так и расположенного неподалеку Курментинского городища.
|
|
|